shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Categories:

Пропащая Родина



В начале 30-х годов 20 века открытие первого звукового кинотеатра стало для маленького города Чебоксары настоящим грандиозным событием. До этого фильмы крутили в летнем театре и в зале Дома крестьянина, но то было немое кино.



Это было очень амбициозное решение: строительство практически лучшего в Поволжье кинотеатра. В конце 1929 года было принято решение построить в СССР восемь самых современных кинотеатров, и один из них должен был появиться в Бурятской АССР, но то ли проектно-сметную документацию там вовремя не составили, то ли с подрядчиком были проблемы, но деньги зависли. Об этом узнало руководство «Чувашкино», и быстро подготовили документы в Москву с просьбой направить эти деньги на строительство кинотеатра в поволжском современном городе. Так как на строительство кинотеатра пришла приличная сумма (а «пилить» тогда было попросту невозможно), то пригласили к участию в проекте московского художника-архитектора Владимира Медведева. В портфолио архитектора — знаменитый нижегородский Дом-коммуна «Культурная революция» (1929)



Особенностью домов-коммун являются переходы между корпусами. В здании располагались столовая, душевые, библиотека, медпункт, зал для общих собраний, добраться до которых можно было по переходам, не выходя на улицу. Была плоская кровля с выходами из каждого подъезда. На крыше гуляли, загорали, сушили белье. Дом-коммуна был оборудован двумя лифтами, первыми в Нижнем Новгороде. В общем, архитектор-новатор быстро прославился в Поволжье.

Новое модное здание просто взорвало Чебоксары космической архитектурой. Кинотеатр был спроектирован в стиле конструктивизма с прямоугольной геометрией фасадов, плоской крышей и французскими панорамными окнами.



На проекте был запланирован полукруглый эркер (слева). По-видимому исполнить его в 30-е было сложно. Может, для правильной геометрии пришлось бы изгибать стекла, а этого делать тогда попросту не умели. Поэтому решено было сделать эркер, выступающий углом, который композиционно поддержали открытые террасы. И это не 70-е, где подобная архитектура имела место быть, это довоенные 30-е, Карл!



Необычное для глаз и понимания для мозга, строение, чебоксарцы прозвали «самолетом». Эта форма действительно читалась по плану строения здания. Крыльями служили боковые выступающие помещения, кабиной пилота – остекленный трехгранный эркер. В хвостовой части размещались санузел, курительная комната и лестничные клетки с выходом во двор и на улицу. На волне индустриализации архитекторы пытались повторить в своих проектах формы машин: тракторов, пароходов, самолетов — хайп того времени.

Кинотеатр распахнул свои двери в 1933-м, с показом первого звукового фильма с метафорическим названием «Златые горы». С тех пор на протяжении 40 лет кинотеатр являлся самым движовым местом города. Он также являлся единственным в городе зданием с самым вместительным зрительным залом, поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания.





В конце 30-х внезапно встал вопрос о реконструкции кинотеатра: силу набирал классицизм, и многие конструктивистские здания стали казаться чуть ли не уродами. Дирекции кинотеатра архитектурные решения Медведева доставляли немало хлопот. «По бокам на уровне второго этажа были устроены открытые террасы, чтобы люди, выйдя из зала, теплыми летними вечерами могли прогуливаться, смотреть на Волгу. Это было здорово, но у нас же бывают и снег, и сырость, и все протекало на первый этаж» — вспоминает историк Игорь Кугураков.

Поэтому Сергей Смирнов, первый и главный архитектор города, создал проект реконструкции кинотеатра в классическом стиле сталинского ампира. Но в тот момент денег на перепланировку не хватило, потом началась война, и лишь в 1953 году уже другой архитектор, Феофан Сергеев, исполнил подвешенный приговор и «облагородил» здание.





Конструктивистское здание Медведева было полностью перелопачено. Оно не только обрело классическую оболочку: Исчез выступающий углом стеклянный эркер – «фюзеляж самолета», вместо него появился портик с четырьмя пилястрами в формах ионического ордера. Главный вход перебрался в центр, а над боковыми террасами надстроили второй этаж, причесав бойкую разноуровневую архитектуру. «Хвост» вообще отрубили. Феофан Сергеев занимался обустройством набережной: ротонды, балюстрада, фонтан, колонны сквера с фонарями. В этот скверный ансамбль, архитектор вписал и здание кинотеатра. Кстати, «Родиной» он назвался только в 1950 году.



И всё.

Здание исчезло.

Уникальную архитектурную постройку обтянули сверху декоративным скафандром, облепив барельефным зефиром и пряничными колоннами. Город лишился еще одного уникального архитектурного памятника, части культурного наследия и яркого образца конструктивистского стиля начала 20 века.



В 70-х взяли и зачистили бульдозером весь скверный ансамбль вместе с фонтанами и колоннами-фонарями. Зачем и почему — непонятно, вроде бы в связи с прокладкой дорожной магистрали. Просто все снесли и уложили асфальтовое полотно. И осталось здание без вывески и стилевой поддержки, одиноко стоящим. А в 1978-м погас и сам кинотеатр.

✏ Вердикт ✏
Требую вернуть зданию первоначальный родной облик, образец прекрасного стиля немецкой дизайнерской школы Баухауз. Тем самым, восстановив ценность вклада в наш город известного архитектора + мы получим необычайно красивый, исторически ценный и туристический важный объект внимания. А отремонтированное здание в самом центре можно выгодно продать инвестору, но без права переделки внешних форм.
Tags: чебдизайн, чебоксары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Северный

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Посёлок находится в левобережной части города Чебоксары и является самой отдаленной частью города в…

  • Ядрин (часть 2. архитектура.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Часть 1. История. Город Ядрин расположен на живописных берегах реки Суры, в окружении лесов и…

  • Ядрин (часть 1. история.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Город на берегу реки Сура, граничит с горьковской областью, в 1 часе 30 минутах езды (80 км) от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment