shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Category:

Мариинский Посад (часть 1. история.)

Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп

Город на правом берегу Волги между Чебоксарами и Казанью, в 50 километрах (1 час) от Чебоксар



Когда-то эти земли входят в состав «аказиной сотни» марийского князя Аказа. В середине 16 столетия сюда, на живописный берег торгового речного пути, заселяются русские переселенцы. Возникшее на месте речек (верхней и нижней) Сундырок, село называется «Сундырь». В 1694 году, разросшееся слободами и починками, село отдаётся Крутицкому Митрополиту Сильвестру, который с дарованных ему земель собирает дань. Плодородной земли здесь мало, поэтому расцветают промыслы: поселение с пристани торгуют яйцами, маслом, мёдом, шерстью.

В 1774 году, проходящие здесь отряды Емельяна Пугачева в пьяном угаре сжигают местные дома. Сгорает деревянная церковь, убиты 10 местных жителей. Бандиты громят питейный дом, уничтожая запасы вина и расхищают казну.

Летом 1763 года Екатерина II в рамках «Волжской экспедиции» направляется в Казань на эскадре пассажирских транспортных судов (12 крупных галер, 10 полубарок и 4 лодки). Волжский вояж императрицы включает посещение прибрежных городов, монастырей и достопримечательных мест.



В планы экспедиции не входит остановка в малоизвестном, даже не отмеченном на карте селе, но жители так радушно приветствуют царицу с берега + колокольный перезвон церквей добавляет эффекта, что Государыня, оценив радушие селян, решается на остановку в Сундыре. Здесь была узкая Волга, с императорской галеры можно было рассмотреть каждое лицо.



Карта Чебоксарского уезда Казанской губернии, 1793


Второпях, местной знатью накрывается стол на высокой обзорной горе. По сказаниям, во время этого красивого пиршества и последующего чаепития, Государыня теряет свою чайную золотую ложечку (скорее всего её кто-то свистнул, как памятный сувенир). С тех пор обзорный холм получает название «государева гора» (высота над уровнем реки 80 м).

фото: госархив, 1967


В 1844 году местные купцы и лесопромышленники, числящиеся крестьянами, хотят для престижа своего бизнеса перейти в сословие горожан. Для получения купеческой гильдии, ссылаясь на малоземелье (при малоземелье нанимали пахотную землю у соседних помещичьих крестьян), они составляют ходатайство царскому правительству, прося «именовать город или посад Мариинским, в честь имени государыни императрицы Марии Александровны, и построить за счёт ходатайствующих средств богадельный дом». Проходит 12 лет, и на собрании Госсовета Российской империи решается переименовать село Сундырь (и прилегающие к нему деревни Денисово, Ворошилово и Коновалово) в городское поселение — посад. Затем и сам император Александр II повелевает исполнить решение. Так холопы выбивают статус своему селу.

Императрица Мария Александровна


Благодаря деятельности купечества и удачному географическому положению, Мариинский Посад значительно превосходит Чебоксары. Здесь торгуют народными промыслами, развито бондарное, кузнечное, обозное (телеги, сани) дело; работает судоверфь, где изготавливаются баржи, шлюпки и рыболовные суда. Бондари мастерят качественные бочки, а дубовые заклёпки для них закупают аж германские пивовары и французские виноделы.

Со вкусом, с любовью и вниманием к архитектуре, на волжских холмах возводится купеческий пряничный городок. Строятся церкви и набережная. Строят добротно и красиво: на века и на радость потомкам.

Храм Казанской иконы Божией Матери, 1905 год


Строительство набережной, 1900


В 20-м столетии в жизни города происходят большие перемены – вступают в действие новые предприятия (промышленные, торговые, общественного питания), службы быта, высокими темпами осуществляется жилищное строительство. Большие успехи достигнуты в деле народного образования, расширяется сеть дошкольных учреждений. С 1921-1927 года — Мариинский Посад становится центром Чебоксарского уезда.

Но в целом, 20 век изрядно треплет пряничный купеческий городок, вместе с революционным вторжением, войной, разливом Волги и советским застойным забвением. Город значительно ветшает, от былой роскоши остаётся потёртая полуразрушенная архитектура.



Улица старого города расположена вдоль берега. Можно представить, какая тут раньше была роскошная красота.







На значке Марпосада изображают царскую корону, это и логично, даже поверхностно зная историю города. В 1999 году Вадим Шипунов разрабатывает герб, где корона как нло парит над государевой горой. «Не обиженно жить» гласит слоган на ленте, видимо как рекомендация не жаловаться на разруху и бездействие. В 2003 году у Марпосадского района тоже появляется герб, тут уже за горой добавляется полосатый лев в короне, держащий в руках чувашское солнце. Геральдист поясняет, что полосатый лев — это родовой герб рода Императрицы по линии отца, Людовика II, герцога Гессен-Дармштадтского. Идея вообще так себе, притянутая за уши и не соответствующая району, как и козловские пчёлы. И на своё 400-столетие город получает туристический логотип Алексея Кирова, включающий в себя как всеми любимую корону, так и лигатуру из заглавных букв названия.



Вид с Государевой горы





Берег легендарной горы из года в год постепенно разрушается и сползает в реку, теряя свою былую форму. Видимо от поляны, где обедала Екатерина II, осталось менее половины.



Хребет горы заметно тощает. При таком бездействии, лет через десять от горы не останется и следа. Останутся лишь легендарные истории и старые фотографии. Здесь нужно сделать укрепление земли берега.



250 лет назад гора была значительно выше и располагалась ближе к Волге, это видно по насыпи. Разлив реки и время беспощадно истощили её.



На горе лет десять тому назад построили дом, да так и оставили без отделки. Теперь серый «скелет» с зияющими окнами-глазницами виден с Волги и набережной.



Здесь было бы роскошно жить, выходить каждое утро на крыльцо с кружкой кофе и с высоты холма взирать на городок и встающее из-за горизонта золотое солнце.









Возле спуска к набережной установили памятник Императрице Марии





Крест надежно пригвоздён к дамскому пальцу



Чудаковатые лубочные инсталляции из подручного мусора (Набережная, 8)









Тоже офигенчик, куклы на чердаке наблюдают за прохожими (Шабанова, 8)



В Марпосаде стоит памятник поющему Ленину



Ленин №2 возле гимназии, волочит по земле пальто. Постамент обит позорной вагонкой.



Ленин №3 (1924) установлен в центральном сквере. Маленький бюст вождя на большом постаменте за высокой оградкой смахивает на могилу. Без оградки было бы значительно лучше, но может детвора в сквере залезает на постамент, или кто-то пытался украсть бюст.



Пустырь на месте разрушенной церкви.



Успенская церковь была возведена в 1857 году усилием купца Андрея Майорова. В 1858-м закладывается каменная трехъярусная колокольня.



С приходом советской эпохи, в 1930-м году, «ненужную» церковь с колокольней горожане разбирают на кирпичи для постройки городской бани. Чистота тела побеждает чистоту души. Сегодня на этом месте только руины старого каменного забора.





Свято-Троицкий собор в 1935-м году также лишается своей 42-х метровой пятиярусной колокольни (самой высокой обзорной точки в городе) на кирпич для той же городской бани.

фото: В. Бареев, госархив, 1900


Теперь «колокольня» церкви выглядит вот так





Каменный храм Святой Троицы построен в 1726 году на народные пожертвования на месте сгоревшего ранее деревянного одноимённого храма (известен ещё с 1620 года). В 1903 году к храму пристраивают пятиярусную колокольню, высотой 24 метра. Самый большой колокол, находящийся на ней, весил более 5-ти тонн.

В 1930-х годах приход закрывают, а позднее сносят колокольню. Из собора вывозят около 80 кг серебра с золотом, и уничтожают уникальные произведения декоративно-прикладного искусства и живописи. Весь «мусор прошлого» идёт на топливо, или вторсырьё.



Прекрасные архитектурные архивольты, кокошники фасада напоминают лепестки буддийского лотоса





Красный уголок



Возле храма безжалостно спилили аллею взрослых деревьев





Навесной мост через Нижнюю Сундырку



За мостом часовня (1878), источник и купель







В центре города стоит ещё один храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1761 году на средства прихожан, за два года до приезда в село Екатерины II.





Его закрывают в 1931-м, (спасибо, что колокольню не разрушают на кирпич для бани). Здесь располагается студенческая столовая, зерносклад, дизельная электростанция, кузница.





Резной иконостас храма сделал мой родной дядя, Вячеслав Прохоров







Райский сад во дворе





Прекрасная часовня возле храма (начало 20 века). После закрытия церкви часовня многие годы простаивала, а в 1965 году в ней был склад газового участка для хранения баллонов с сжиженным газом.



По детализации видно, насколько умело и изящно раньше умели работать с кирпичом. Тут и арки, и зубцы, и шипы на углах, и даже барельефные балясины. Это один из лучших примеров русского каменного зодчества в Чувашии.



В Мариинском Посаде большая амплитуда холмо-оврагов, берегов верхней Сундырки









Жители, живущие на холмах преспокойно выбрасывают мусор в овраг. Для них выброшенный мусор остается невидимым, за границей восприятия. Но это изрядно портит вид жителям напротив.





На Казанской улочке сохранилась каменная брусчатка



В остальном, в Марпосаде течёт спокойная тихая размеренная жизнь







— Поверь в мечту, Марпосад! Не обиженно жить!



Часть 2. Архитектура.

Старые фото Мариинского Посада предоставлены госархивом современной истории Чувашской Республики для проекта «Республика на Волге»
Tags: #чувЭксп, Мариинский посад, Марпосад, чувэксп
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Северный

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Посёлок находится в левобережной части города Чебоксары и является самой отдаленной частью города в…

  • Ядрин (часть 2. архитектура.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Часть 1. История. Город Ядрин расположен на живописных берегах реки Суры, в окружении лесов и…

  • Ядрин (часть 1. история.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Город на берегу реки Сура, граничит с горьковской областью, в 1 часе 30 минутах езды (80 км) от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments