shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Categories:

Мокры

Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп

Деревня Канашского района, в составе Чагасьского сельского поселения. Расположена в 1 часе 30 минутах езды от центра Чебоксар (93 км).
Население: 520 человек.




Мокры (мăкăр (чув.) - бугор, холм) появляются здесь в середине 17 века, как поселение из нескольких дворов. Основным занятием местного населения были земледелие и животноводство. В конце 19 века здесь работала кузница, 2 водяные и 2 ветряные мельницы. В 1931 году образуется колхоз «По ленинскому пути».







Главная особенность Мокров — старый железнодорожный мост через речку Пувиналку (бвыш. Утка). Это столетний арочный виадук, впечатляющий своим размером на фоне крохотной деревни, длиной в треть километра, похож на памятник древней цивилизации. Его высота — 34 м, длина — 360 м, ширина — 4 м. Опора из 16-ти бетонных столбов образует 15 арочных пролётов.



Автор проекта виадука — Григорий Передерий, учёный, мостостроитель, инженер Общества Московско-Казанской железной дороги, соавтор конструкции (подъездной железобетонной эстакады) «Амурского чуда» (1916) — одного из самых больших мостов страны – 2600 метров, крупнейшего мостового перехода из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии, первого мостового сооружения из железобетона на всём азиатском континенте.



На момент проектировки виадука на линии «Арзамас-Шихраны», именно Передерий предлагает использовать инновационный по тому времени материал — железобетон, который считается более прочным, устойчивым и долговечным по сравнению с камнем, и тем более, деревом. В Европе он активно применяется уже с середины 19 века. Опыт инженера сразу учитывается проектировщиками следующего участка – Казань – Екатеринбург, где сооружаются огромные железобетонные виадуки в Уральских горах. Все они потребовали замены только лишь из-за того, что изменились вес и скорость поездов. В своей книге «Курс железобетонных мостов. Издание IV» автор в качестве примера в разделе «Арочные мосты» приводит свой проект в Мокрах.



Новый виадук строится на здешних чувашских холмах как раз на рубеже революции, в 1915–1917 годах. Над избушками, сотрясая землю, рассекают большие военные паровозы. Местная детвора проживает здесь интереснейшее детство.

фото Леонид Михайлов, 1980-е


Модель моста уникальна и разработана Передерием специально для данного места. Референсом для неё служит французский виадук de Commelles (1858), который полностью подходит и по параметрам (длина около 400 м, 15 арок, ширина между колоннами по 19 м), и по форме. Мостостроитель публикует его в своей книге, как раз, в качестве примера.



С модели нашего виадука параллельно в 1917 году появляются «младшие братья»: Бартымский (длина 100 м) и Сарсинский (длина 160 м) виадуки в Пермском крае. Оба моста сегодня так же обесточены.





Когда-то путь поезда, следуя за рельефом местности, делал в этом месте изгиб и построенный сто лет назад виадук позволял ей пересечь широкую долину. Теперь железная дорога выпрямлена в километре от старого виадука с помощью новой дамбы (жёлтой полосой выделена старая часть).



Так почему старый виадук предают забвению? Во-первых, полоса моста рассчитана на одно направление (одни рельсы при ширине моста 4 м), а во-вторых, при современных поездах на мост приходится бо́льшая нагрузка: если вдруг возникнут поломки частей моста, это приведёт к остановке целой линии. Поэтому, недалеко от нашего виадука вырастает новый современный мост. В 1986 году виадук прекращает свою деятельность. Рельсовый путь и металлический парапет снимают. Водопропускные клапаны на поверхности бесхозно забиваются и вода начинает точить железобетон, постепенно обнажая рёбра арматуры. Это печально, учитывая, что мост является объектом культурного наследия российского уровня.



Лестницы на мост нет, приходится карабкаться на железобетонный выступ по заботливо прислонённой коряге.















Внизу под мостом — часовенка с чудодейственным источником «Сиплех сал кусе». Жители говорят, что эта вода исцеляет от недугов.



Спускаемся испить волшебной воды







Здесь есть ещё один мост, маленький пешеходный через узенькую речку.















Идём гулять по деревне



Рядом с виадуком предприимчивый житель выложил кирпичные ворота, повторяя его форму. Очень круто.

фото Денис Тюркин






Крутая детская площадка, изготовленная местным мастером. Только посмотрите, с какой любовью автор подходит к деталям. Невероятно красивы и самолёт и автомобиль. Эта рукотворная площадка пример чистой этнографической культуры и любви к своей малой Родине.







Одинокая статуя пионера в поле





Вот и новый мост, двухполосный. Каждые две минуты в разные стороны по нему проезжают поезда.





Вид с нового моста на старый виадук





Под мостом есть красивый технический коридор. Когда проносится поезд над головой, всё грохочет и сотрясается.





Сейчас, в период взращивания туризма в Чувашии, конечно нельзя не затронуть вниманием мокринский мост. Просто необходимо сделать к нему удобный доступ: обустроить лестницы и перила для обзорной прогулки, сделать водоотвод. Возможно, провести электричество и повесить ламповые гирляндовые светильники. Возможно, застелить мост деревянным настилом. Хочется, чтобы данное место было обустроено и обретало популярность.



— До свидания, Мокры!

Tags: #чувЭксп, мокринский мост, мокры, чувЭксп
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Северный

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Посёлок находится в левобережной части города Чебоксары и является самой отдаленной частью города в…

  • Ядрин (часть 2. архитектура.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Часть 1. История. Город Ядрин расположен на живописных берегах реки Суры, в окружении лесов и…

  • Ядрин (часть 1. история.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Город на берегу реки Сура, граничит с горьковской областью, в 1 часе 30 минутах езды (80 км) от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments