shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Categories:

Схема автобусных маршрутов

Мы сделали схему автобусных маршрутов (v.1.0) для города Чебоксары



Транспортная схема — не простой навигатор с прагматичной задачей, а один из самых распространенных объектов графического дизайна в городской среде. Этот инструмент несёт не только логическую функцию (что уже немало), он должен быть визуально опрятен и красив, тем самым — приятен для восприятия. Задача городской транспортной схемы — быстро помочь человеку сориентироваться, как добраться в нужный пункт, даже с учетом пересадок.

Из года в год, по исследованию британских психологов, миллионы людей сморят на одну навигацию в течении многих лет и у них формируется определенное восприятие, быстро распознающее различные городские участки, поэтому изменения в схему вносятся поэтапно и аккуратно.

До глобальной транспортной реформы (с закупкой новых автобусов и перетасовкой маршрутов), прежняя городская схема выглядела вот так
(2010)



На ней обозначали только ключевые остановки. Тонкие линии маршрутов отличались по цветам и нумеровались по направлению следования.



В период запуска реформы вышла листовка с неудачной попыткой объяснения горожанам происходящих реноваций.
(декабрь 2018)



В это же время наша команда дизайнеров тоже подключилась к разработке. Задача встала довольно непростая: совместить 26 маршрутов и подписать все остановки.

В процессе работы над схемой мы собрали огромный материал по эволюции создания транспортных схем, просмотрели и отметили лучшие схемы европейских и российских городов, изучили их особенности, язык общения и детали. Прежде всего необходимо рассказать о первой лаконичной транспортной схеме — схеме лондонского метро Гарри Бека. Бек впервые убирает карту города с фона, благодаря чему схема метро смотрится чище и лучше читается. Автор также применяет цветокодирование по маршрутам (благо в 33-м году было всего 7 веток).



1) Искажение
Но самое главное достижение Бека — в её последующем упорядочивании, используя ритмичные линии под углом 90° и 45°. Этот прием ещё более упростил читабельность схемы. Обратите внимание, что даже изгибы реки Темзы повторяют заданный угол. Дальнейшее изучение схем открыло нам удивительную тайну — графические искажения относительно физического масштаба путей и их реальной формы не только допустимы, но и приветствуются для лучшего считывания маршрутов. А ведь по сути схема — та же эмблема, выстроенная из линий форма, заключенная в определенный формат.

1933



Прекрасным примером хорошего дизайна являются схемы метро Лондона, Нью-Йорка, Амстердама, Барселоны, Парижа, Стокгольма, и конечно Москвы.

Для погружения в данную тему нелишним будет посмотреть лекцию Ильи Бирмана «Транспортные схемы — вершина дизайна»



и полюбоваться новой транспортной схемой Парижа, сделанной русским дизайнером, Константином Коноваловым

2) Пучки
Это параллельно идущие линии маршрутов. Чем больше маршрутов проходит по данному пути, тем шире транспортный пучок. В отличии от подземных маршрутов, где каждая ветка — самодостаточная, надземные следуют по одним и тем же улицам. На перекрестках пучки направлений переплетаются между собой. Эти переплетения — особенно виртуозная задача для дизайнера.



По техзаданию мы должны были подписать все остановки, а они довольно часто расположены (в отличие от остановок в метро), и случаются с различными названиями по обеим сторонам пути одного участка (например Кооперативный институт - сквер М. Горького). Плюс названия должны быть читабельными даже на небольшом формате, поэтому наша схема получилась несколько плотнее по застройке верстки. Некоторые названия вынуждены были зайти на линии, а некоторые — повернуться на 45°, повторяя заданный линиями ритм.



3) Цветокодирование
Одной из самых сложных задач было переплести линии таким образом, чтобы они не путались по схожим цветовым оттенкам. Маршрутов 26, и по понятным причинам, мы не смогли бы подобрать цветовую гамму такого широкого спектра. Поэтому мы приняли решение объединить пары схожих маршрутов в единый, а их разветвления на определенных участках, промаркировать номерами.



Объединения маршрутных пар значительно облегчило задачу и графически разрядило схему. Конечные остановки мы обозначили прямоугольными плашками с номерами маршрутов, идентичного цвета. Их легко найти на карте по цвету и пятнам. Для совмещенных маршрутов мы сделали дополнительную колонку обозначений.

4) Маркеры
Это ориентиры на схеме, позволяющие пассажиру понять своё местонахождение в городе по мере движения маршрута. Ориентирами являются Волга и Залив, памятники, обозначения мостов и транспортных колец (связки маршрутных пучков). Они присутствуют на втором плане и выполнены общим неброским цветом. Также условными обозначениями представлены «ворота города»: речной порт, железнодорожный вокзал, автовокзалы, аэропорт.

Схема опубликована на сити-форматах остановок города.



Готов проект размещения схемы в автобусах



Над дверями — линейная схема маршрута с выделенными ключевыми названиями остановок. Дополнительными маркерами для ориентира служат обозначения транспортных колец, мостов, памятников и
вынесенные вниз — пиктограммы вокзалов. Остановки с различными названиями по обеим сторонам пути одного участка (например Магазин Природа — Библиотека Маяковского) мы промаркировали треугольниками, обозначающими их местонахождение по направлению следования.





Приятно, когда дизайнерские особенности новой схемы отмечает сам глава Администрации города.



дизайнеры: Евгений Сергеев, Ольга Мокеева, Данил Шаликов
артдиры: Алексей Киров, Данил Шаликов

Shalikov design, 2019

Если вы заметили ошибки или недочеты в схеме, пишите: u@estdesign.ru
Tags: дизайн, чебоксары
Subscribe

  • Из Атлашево

    «Из Атлашево» — это бренд магазинов фермерской здоровой еды в Чувашии. На собственной ферме агрофирмы «Атлашевская» запущен мясной цех, линия розлива…

  • Схемы автобусных маршрутов в сами автобусы

    Недавно наша команда разработала схему автобусных маршрутов для города Чебоксары. Схема повисла на остановочных павильонах, но в сами автобусы так и…

  • Неклассическая классика

    Прикиньте!, в древней Греции и Риме скульптуры делали разноцветными, разукрашенными в яркие пестрые цвета свойственные славянско-азиатскому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment