shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Category:

История герба города Чебоксары. часть II

История, записанная Элли Михайловичем Юрьевым, автором герба города Чебоксары и рассказанная Галиной Алексеевной Юрьевой, супругой геральдиста.



Вместе с ворвавшийся революцией, Страна впадает в мрачное средневековье: голод, беднота и бесконечные войны. Тучи рассеиваются только в середине 1950-х, когда наступает хрущевская «оттепель» и появляется подпольное неофициальное искусство, а в музеи начинает возвращаться западное искусство. За это, свободное от войн, время, успевает сформироваться новое молодое поколение свободных духом художников.

В 1963 году на почту исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся приходит конверт. В нем лежат эскизы герба города с пояснительным описанием. Возвратившись из Москвы, автор направляется в Горсовет, но там никто не в курсе о письме, — конверт с работами пропадает. Вскоре после этого, молодой человек знакомится с Героем Советского Союза, летчиком-бомбардировщиком Федотом Орловым. Автор эскизов в разговоре делится о работе над гербом города и сама эта идея вызывает глубокий интерес товарища, который является активным депутатом, известным руководству Республики и города. С его подачи, идея создания нового герба города усваивается ОК КПСС и Верховным Советом ЧАССР. Разработку герба чиновники решают приурочить к 500-летию Чебоксар (1969).



Вернувшийся в Чувашию из Тбилисской Академии художеств и нарастивший амбиции в конкурсах по промграфике: эмблемы к 40-летию Советской Грузии (1960) и эмблемы Всемирной выставки в Москве (1961), молодой человек твердо убежден о необходимости городов иметь свои знаки отличия. Ведь тогда их можно будет узнавать на значках, медалях, и туристических сувенирах. Юношу зовут Элли Юрьев.



В 1968 году Администрация объявляет конкурс среди горожан на разработку герба города. В нём с удовольствием участвуют не только профессиональные художники, но и все желающие: каждый, от пионера до пенсионера хочет принять участие в создании городской эмблемы. Эскизы приносят на листах, а порой и на клочках бумаги. Основные сюжеты —идеологические изображения индустриального социалистического города (трактора, шестеренки, колосья, Волга, чайки, будущая ГЭС с высоковольтными вышками). Разнообразие течет бумажным потоком (298 работ от 72-х авторов).

Всё это время художник живет навязчивой, витающей вокруг мыслью, что в небольшом символе должно проявиться огромное национальное самосознание. Ведь любой герб — это отражение исторических ценностей, с вложенной ключевой мыслью. Элли до сих пор искренне ошеломлён тем, что руководители смогли понять необходимость и значимость символов для города. Сам художник готовит три варианта, которые представляет на общем конкурсе.



Элли Юрьев, считает, что герб обязан соблюдать каноны, и что в него невозможно включить все элементы (а то получится герб Кореи). По итогам конкурса, в апреле 1969 года, отобраны три проекта с присуждением третьей премии всем кандидатам . Среди них: учитель средней школы, художник ЦУМа, и художник Чувашского книжного издательства, наш герой. Жюри комментирует своё решение: «Авторы не достигли нужной степени лаконичности. Не удалось ещё найти центральный символ, который можно было бы наносить, скажем, на продукцию городских предприятий».
Далее следуют еще два тура творческой битвы.

Наконец, по итогам конкурса, с победителем заключается договор на продолжение работы. Согласно ему, автор в кратчайшие сроки должен сделать четыре варианта, в которых должен выразить: политико-административное и географическое положение города, а также историческое прошлое, учитывая наличие раннего герба.



Для погружения в идейно-выразительный процесс, художник берет отпуск за свой счёт. Круглые сутки работа делается вручную гуашью, на форматах 60х90 см.

В итоге, вместо 4-х, Юрьев делает 14 вариантов. Среди них и дубовая ветвь и утки и даже чайка (символ будущей ГЭС) над Волгой с историческим гербом в клюве и с дубовой веткой в лапах.



27 мая 1969 года проходит слушание Худсовета (чебоксарского горсовета) из 13 человек, среди которых: 5 архитекторов, 2 художника, 1 работник торговли, остальные — простые чиновники. Совет выносит вердикт: «Одобрить идейное, композиционное и цветовое решение эскиза герба (вариант А), с последующей проработкой всех негеальдических элементов. Поместить дату первого летописного упоминания во главу герба».

Автор получает приз, 600 рублей. А город вновь обретает свой символ.

Работы Юрьева конечно выделяются как профессиональной подачей, так и глубоким смысловым содержанием. Во-первых, Юрьев изучает имперский герб Волкова (1781) и бережно перенимает уток. Так как город Чебоксары преимущественно стоит на берегу Волги, основной торговой артерии бывшей имперской России, — утки летят уже не над осенним полем, а над синей рекой.



Первое описание герба (1969), написанное самим автором:

Герб города Чебоксар представляет собой щит французской формы, первой основной геральдической фигуры, разделенный на главу и основание. Глава щита покрыта красным цветом, а основание — синим, в цвета государственных флагов РСФСР и ЧАССР. Этим указывается административное и территориальное положение города.
На основании щита — пять серебряных уток, летящие по правилам геральдики влево от зрителя, традиционный символ города. Глава отделена от основания зигзагообразной серебряной лентой чувашского орнамента, традиционно изображающим волны. Из этих волн органически вырастают три символа чувашского орнамента, могучие деревья, покрытые цветом молодой зелени. Они означают прошлое, настоящее и будущее города Чебоксары и являются символом нового, безудержно растущего индустриального социалистического города. Пространство, заключенное между волнообразными линиями окрашено в зеленый цвет и изображает берег Волги, это указывает на географическое положение города. На зеленом поле центрального орнаментального элемента помещена цифра «1469» — дата первого летописного упоминания города Чебоксары
(на эскизе она почему-то отсутствует).

Во-вторых, художник придумывает включить в герб национальные мотивы, ведь город находится на территории Чувашии. Как видно из описания, изучая орнамент чувашской вышивки, он находит в ней красивую пиктограмму древа (дуба), а также руническое изображение реки. Ну а современность отражает использование красного цвета (цвета флага СССР) с государственной символикой.



Соблюдается и преемственность формы герба: в верхней части, вместо символики прежнего управления, Казанской губернии, логически появляется символ новой власти. Утки сохраняют свое прежнее положение, а в пиктограмму древа вписывается дата. Комиссия оценивает работу по достоинству, учитывая тщательное соблюдение техзадания конкурса. Заметьте, утки Юрьева, в отличии от Волковских, не имеют контура и детализации, а решены силуэтом. Геометрические формы главы щита прекрасно работают на контрасте с плавными формами уток и основанием щита.



В итоге, совместив в эмблеме лучшие решения, автор элегантно избавляется от государственной символики (теперь звезда выносится за пределы герба) и лишней деталей, включая даже дату. Зубчатая линия волн Волги хорошо разъединяет обе части, контрастные по формам и цветам. Теперь герб выглядит по-настоящему современно, лаконично и минималистично, как логотип.



В юбилейной медали автор оживляет фон щита объемными волнами.



На этапе разработки полиграфической продукции, Юрьев сталкивается с новой задачей: вокруг герба напрашивается декоративное обрамление для заполнения пустоты формата. В результате появляются самые первые эскизы Парадного герба, который обретет сою окончательную форму лет через 30.



Почему художник изображает дубовые ветви? Да потому что это тоже наследие. Обрамление декоративными элементами гербы губерний обретают в реформу 1856 года, при Александре II. Набор нарядного герба содержит щитодержатели (золотые ветви дуба, соединенные Андреевской лентой) и корону (имперский символ власти).

Парадный герб Казанской губернии, 1856



Юрьев перенимает форму и цвет щитодержателей, а на место короны помещает звезду, символ новой власти. Обращаю особое внимание, что художник действует глубоко осмысленно, бережно обращаясь с историей, значением и местоположением символики.

1972



Описание Большого герба образца 1970 года:
Малый герб осеняется пятиконечной Красной звездой (обязательным элементом советских гербов, знамен и флагов) и обрамляется дубовым венком.

1975



С 1969 года, после празднования 500-летия города, Элли Юрьев получает административную должность на посту главного художника. 7 лет в административной должности (по 1977) дали значительные улучшения в городе: выполнена реконструкция набережной и площади Ленина, оформлены транспортные кольца, разработан план по эстетике города и монументальной пропаганде (первый дизайн-код). Лично художником выполнен орнамент чугунной решетки Гагаринского моста, архитектурно-шрифтовая стелла «Чебоксары» на въезде в город, орнаментально-декоративное оформление фасада и вывеска «Дома мод». Но должностная работа забирает практически всё время и силы, не оставляя внимания творчеству, а без творчества — художник иссякает. Причиной ухода служит также невысокая зарплата на высокой должности — 120 рублей в месяц — такую же сумму получает рядовой начинающий специалист.



На очередном, предъюбилейном этапе (515-летие в 1984), герб проходит авторский ребрендинг. Форма щита становится стройнее; звезда в изголовье убирается; «дубы» избавляются от лишних элементов по краям; утки дорабатываются по форме и увеличиваются в размере, лучше компонуясь в щите.









Грамота, 1983



Чиновники настаивают на указании даты и она возвращается в родной центральный сегмент, хотя смотрится там мелковато и мусорно, без нее действительно было лучше.

Очередной ребрендинг герб получает уже в 1998 году, на доработанной парадной версии. Утки слегка дорабатываются по форме и заметно увеличиваются в поле щита. Заметна и еле уловимая доработка основных форм щита и орнамента.



В 1998 году Элли Юрьев презентует свой подарок городу.

Парадный герб необходим городу также как наряд, как военный праздничный костюм: с аксельбантами, эполетами и прочими причиндалами.

Эскизы Парадного герба



В контраст с холодным цветом герба, парадное оформление делается в желто-красной гамме цветов государственной геральдики Чувашии. В этом тоже есть смысл: город находится на территории республики, в неё и геральдически упакован. Кстати, имперский Александровский Парадный герб тоже носил дубовые ветви золотого цвета.

Советская звезда сменяется тремя чувашскими. «Три солнца» — древняя легенда чуваш, гласит: «Рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям вернулся рассудок и они просят прощения, и подойдет к нам ближе».

Дубовые ветви сменяются листьями хмеля (опять же, с чувашской государственной геральдики). Почему же хмель (а не колосья, к примеру)?

Дуб — хороший крепкий образ для непоколебимой державы, а для поволжского небольшого городка требуется что-то более душевное, родное. И художник приходит к мысли, что хмель — истинный образ народа. Дуб — дикий, он может вырасти в поле от шального желудя. А возделывание хмеля, традиционного культурного продукта, — ручной и кропотливый труд.



10 лет художник прожил в Грузии, а на гербе Грузии изображен виноград (лоза с листьями). Виноград — капризное растение, он идет сквозь камни и между ними корнями добывает воду, чтобы выдать плоды. А в Чувашии есть своя древняя культура — хмель, и пиво считается живым напитком. Именно хмель, как раз и стал выразителем трудолюбия чувашского нарда.

Решение подкрепило и удачно всплывшая летописная фраза, когда князь Владимир заключает мир с болгарами, в том говорится: что впредь мир и дружба между народами будут до тех пор, «доколе камень тонет, а хмель плывёт»— то есть, вечно. Идеи сходятся в голове творца, а вместе с ними, сходятся и звезды.



Описание герба (1998), написанное самим автором:

Щит Малого герба увенчан естественными фигурами тремя четырёхлучевыми восьмиугольными пурпуровыми, окаймленные золотом, звёздами. Малый герб обрамлён симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом «Хмель», золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки «Шупашкар/Чебоксары» на червлёном поле.

… Дуб, любимое древо чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эти три силуэта во главе щита герба Чебоксар означают существование города во времени: в прошлом, настоящем и будущем.

Три звезды, венчающие герб города — графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: «Были, есть и будем», также как и орнаментальный намёт «Хмель» с девизным картушем «Шупашкар» — «Чебоксары» — элементы, позаимствованные из госсимволики Чувашской Республики, указывающие на административное положение города Чебоксары, как столицы Чувашской Республики.




И конечно, появляется необходимость знать и соблюдать правила применения Парадного герба (особенно работникам Администрации города Чебоксары).
Под формулировкой «Малый герб» имеется в виду основной. Она применяется только в сравнении с Большим гербом.

1) Большой Парадный герб всегда используется на белом фоне и не имеет дополнительного абриса вокруг своей формы.

2) Большой Парадный герб используется преимущественно на крупных форматах (щитах, экранах, флагах), а также дополняется использованием на праздничной сувенирной продукции (на флажках футболках, шарах)

Для кабинетов министров и руководителей используется Малый герб (объемный щит, по принципу столичных гербов). Исключением, пожалуй, является Большой зал Администрации города, где Парадный герб Чебоксар композиционно уравновешивает герб Чувашии.

В повседневной среде (в полиграфии, презентациях, на баннерах, значках, сайтах) — всегда используется Малый герб.




Разработка герба для города занимает у Элли Юрьева не год и не два — на протяжении всей жизни, мыслительный многовариативный процесс постоянно сопровождает автора. Он просыпается, обедает, анализируя при этом как можно улучшить, доработать, переделать, ту или иную линию/форму, чтобы стало лучше. Через свое представление, идеи, опыт, осмысление — автор действительно справляется с задачей, сопровождающей его на протяжении 30-ти лет: уместить национальное самосознание и образ народа в небольшой значок; находит точное и четкое графическое решение, наполненное смыслом. На доработку парадной версии всё это время реально не хватало сил из за огромной занятости в работе по всевозможным проектам.



Геральдист Элли Михайлович Юрьев, Почётный гражданин города Чебоксары, Почётный член Всероссийского геральдического общества, помимо чебоксарской геральдики, является автором государственной символики герба и флага Чувашии (1992); герба села Порецкое (1991); герба поселка Ибреси (1993); герба города Алатырь (1978) и герба Чувашского Государственного Университета (1992).



С момента своего второго рождения, сине-красный герб города Чебоксары вот уже 40 лет не подвергается критике и пользуется у чебоксарцев большим уважением и симпатией. Он уникален тем, что является одним из первых городских гербов Страны, отличившийся от других (идеологических с шестеренками и колосьями) своей лаконичной выразительностью и смелым дизайном.

В 1990 году Чебоксары занимает 5-е место среди 289 городов СССР.
(по тогам анкетирования издания секции геральдистов Всесоюзного объединения клубов фалеристов «Вестник геральдиста», Всероссийского Геральдического общества и Департамента герольдии Российского дворянского собрания).

Эволюция герба



Флаг с гербом на Эльбрусе, май 2016



Эскизные работы и полиграфические материалы предоставлены Чувашским государственным художественным музеем, заместителем директора по развитию, Татьяной Красновой. Фото и заметки из семейного архива предоставлены Галиной Алексеевной Юрьевой.

Продолжение следует
Tags: геральдика, история, чебдизайн, чебоксары
Subscribe

  • Из Атлашево

    «Из Атлашево» — это бренд магазинов фермерской здоровой еды в Чувашии. На собственной ферме агрофирмы «Атлашевская» запущен мясной цех, линия розлива…

  • Схемы автобусных маршрутов в сами автобусы

    Недавно наша команда разработала схему автобусных маршрутов для города Чебоксары. Схема повисла на остановочных павильонах, но в сами автобусы так и…

  • Схема автобусных маршрутов

    Мы сделали схему автобусных маршрутов (v.1.0) для города Чебоксары Транспортная схема — не простой навигатор с прагматичной задачей, а один из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments