shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Category:

История герба города Чебоксары. часть I

История, сохраненная поколениями историков и искусствоведов.



В 17 веке земельные эмблемы (так раньше называли гербы) княжеств и губерний уже имеют свою визуальную символику.
Генеалогия царей московских. Гравюра. 1714



Прекрасным примером тому служит рисованный «Титулярник» (Большая государственная книга, 1672) — справочник титулов русских и иностранных царствующих лиц и печатей земельных эмблем , созданный по приказу царя Алексея Михайловича.



Благодаря этой книге, гербы Киева, Владимира, Новгорода, Казани, и других, дошли до нас практически без изменений. Несмотря на то, что издание готовилось как сувенирное, оно делалась довольно скрупулезно и вдумчиво, с большим вниманием к деталям.

Начало 18 века. Петр I, возвратившийся из Великого посольства буквально другим человеком, издает указ «О обязанностях сенатских членов» (1722) и назначает впервые в России должность Герольдмейстера. Специально привезенный итальянец Франц Санти, приступив к работе, придает первой русской геральдике новый западно-европейский стиль, внеся в неё формы «французских регулов». С тех пор, российские гербы имеют общую форму французского щита, вместо славянского (подходящего по форме на метку геолокации).



Штат Герольдмейстерской конторы состоит из Санти, переводчика, резных дел мастера, живописца и его ученика. Рисование гербов происходит на квартире Санти; деньги на покупки кистей, рамок, свечей, дров он выделяет из своего жалованья.

Занимаясь гербами территорий, Санти разрабатывает вопросник, который рассылает в губернии и провинции. Вопросы этого брифа касаются истории возникновения города, его названия, внешнего вида (каменный или деревянный, какие имеются укрепления), какого вероисповедания и языка население, каковы природные условия. Если город имел ранее герб, то требуется прислать его рисунок или описание. Каждый городской герб должен был отражать специфику города. Вроде бы задумка правильная. Но отсутствие интернета, огромная российская территория, плюс неторопливая государственная машина на несколько лет затягивали процесс получения сведений. Факт, но ни о каких прежних гербах большинство губернских и провинциальных канцелярий не знало. Отрицательно ответили даже владимирская и вятская канцелярии, хотя эмблемы Владимира и Вятки были в Титулярнике 50-летней давности.

Случались и моменты, когда приходили скудные сведения, а получить дополнительную информацию не представляло возможности, ведь на посыл запроса и получение ответа уходило от полугода и далее. Тогда просто креативили. Вот к примеру приходит из Белевской канцелярии известие о случившимся накануне пожаре. Вжух! — и герб получает горящий сноп. Из Серпухова доставляют сообщение, что «в одном из монастырей близ города разводят павлинов» — вжух! — герб получает изображение павлина. Для города Великие Луки (от лука́ — кривизна, заворот реки) — большие оружейные луки. Для города Старицы (от названия пролегающей реки) — старуха с костылем и т.д.



Появление на гербах предметов, созвучных с названием города, означало только одно — что у герольдмейстера не было информации о них. Работы было навалом, ведь наряду с гербами для городов, контора занималась ещё фамильной геральдикой и оформлением документации. В общем, делали всю рутинную работу для Администрации. По сути, деятельность Герольдмейстерской конторы, протекала в рамках программы по сбору сведений о русских городах.

Под руководством Санти были сочинены, исправлены, нарисованы 97 гербов областей и городов, в том числе и герб самого Санкт-Петербурга. После смерти Петра I (1725), конвейер гербопроизводства ненадолго останавливается, а Санти вообще ссылают в Сибирь.

При Екатерине II, Верховный тайный совет издает указ о введении нового образца знамен с государственным и городским гербами (1728). Так, вновь формирующиеся полки называются по имени городов, в которых расположены. Затем создается рисунок герба города и помещается на знамени полка. Тогда же начинается работа над так называемым «Знаменным гербовником». Гербы стали включать не только информацию о самом городе, но и указание на то, к какой губернии они относятся. Теперь в верхней части герба помещается герб губернского центра, а в нижней — самого города.

На картах и планах различных городов все чаще появляются городские эмблемы. Эта тема становится настолько хайповой, что в разных провинциальных городах возникают воеводные печати с лубочными гербами, не имеющих отношения к государственной символике. И тогда уже Сенат занимается специальным рассмотрением городских гербов. Издается указ о хранении всех подлинных рисунков в Герольдмейстерской конторе и сверке по ним.



Наделение городов гербами продолжается благодаря активности Екатерины II. Однажды, в благодарность за пышный прием в Костроме, императрица задумала подарить городу символ (1767). Сочинить его поручили конечно же штатным геральдистам. В качестве эмблемы появляется галера под императорским штандартом, на которой Екатерина II посетила город.



После этого последовали подарки другим крупным городам, а вскоре массовое гербопроизводство вновь хлынуло на Герольдмейстерскую контору. Ее возглавляет Михаил Михайлович Щербатов, по образованию русский историк. По указу Военной коллегии, геральдист готовит знаменной Гербовник (1771), в который входят 35 рисунков и описаний полковых гербов.

Но даже историк Щербатов, в силу загруженности, иногда абсолютно не запаривался над археологией смыслов происхождения городов: так на гербе города Изюм (от изюмского шляха, дороги), вдруг появляются виноградные грозди, а на гербе города Сумы (от названия протекающей реки) — созвучно — сумки. Из за этой грубой ошибки, украинский город вот уже два века живет под символикой кожгалантерейных изделий.



С 1778 года на должность герольдмейстера при Сенате вступает масон, Александр Андреевич Волков. При нём создаются около 400 гербов для новых уездных городов.



Именно при его участии, волна гербопроизводства настигает Казанскую губернию (1781). Волков с подмастерьями, как видно, не стараются особо вникать в историю небольших уездных городков, собирая весьма поверхностные сведения. Эти гербы редко где появляются, а служат больше объемом страниц общего Гербовника. Так, Царевококшайск (Йошкар-Ола) получает изображение лося, из-за окружного лесного массива; Цивильск — дуб, потому что сплавляет дубраву для кораблестроения; Чистополь — видимо от слова чисто — лохань для стирки; город-укрепление Козьмодемьянск — лук со стрелами; а Ядрин — соответственно ядра (хотя у меня возникает ощущение, что это куча, которую наложил дракон).
Рисунки гербам городов Российской империи: приложение к 1-му Полному Собранию законов, 1843



Ну а Чебоксары получают уток (1781). Дело в том, что две реки, Чебоксарка и Кайбулка, образовали на выходе в Волгу заводь, в камышах которой селились стаи диких уток.



Здесь на уток по сезону охотятся волжские купцы. Может быть поэтому, стая изображена на фоне осеннего золотого поля, в момент перелета на юг. То есть, изображен именно сезон охоты на уток.
Полное Собрание Законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков,1845



В Гербовнике Павла фон Винклера (Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, 1899) приведено описание герба:

«В верхней части щита герб Казанский. В нижней — пять, летящих в золотом поле, диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно.»
Павел фон Винклер, Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, 1899



Несмотря на то, что сегодня на этом месте сделан Залив и пролегла дорога, заводь с камышами сохранилась на своем прежнем месте, около речного порта. Да и утки традиционно продолжают прилетать в Чебоксары.
План города, водный навигатор. 1773




Схожий герб наблюдается и у города Землянска (Воронежской губернии), который выполнен с чебоксарским в один год. На обоих, под гербом наместничества, одинаково летят пять птиц на золотом фоне, разница лишь в том, что на Землянске изображены перепелки. Описание абсолютно схожее: «Пять летящих перепелок в золотом поле, каковыми птицами город сей весьма славится». Обратите внимание, что перепел — тоже сезонная птица, на которую также по осени ведется охота.

И еще заметьте, Землянску действительно повезло, что Волков по созвучному названию, не нарисовал в гербе попросту кучу земли.



Герб города Чебоксары утвержден 18 октября 1781 года вместе с другими гербами Казанского наместничества.



Горько признавать, работа в области геральдики русских городов делалась «на коленке». Даже «Титулярник», создавался больше как сувенирное издание, которое показывали заморским гостям; мол, смотрите, мы не хуже вас продвинутые в трендах. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать «Титулярник» в качестве брендбука, источника по русской геральдике, которым он не являлся, как впрочем и печать Иоанна IV.
Геральдика, как наука новая, делается придворными герольдмейстерами по компоновке и сюжетам европейской, наспех, без погружения в изучение истории и культуры российских городов. А ведь городская эмблема является связующим компонентом между жителем и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем прочнее связь человека с городом.
Герб Чебоксар на плане города, 1798



Продолжение следует.
Tags: геральдика, история, чебдизайн, чебоксары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Северный

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Посёлок находится в левобережной части города Чебоксары и является самой отдаленной частью города в…

  • Ядрин (часть 2. архитектура.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Часть 1. История. Город Ядрин расположен на живописных берегах реки Суры, в окружении лесов и…

  • Ядрин (часть 1. история.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Город на берегу реки Сура, граничит с горьковской областью, в 1 часе 30 минутах езды (80 км) от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments