shalikov (dshalikov) wrote,
shalikov
dshalikov

Categories:

Карта города Чебоксары



Мы сделали карту города Чебоксары. Это первая в истории города иллюстрированная карта, являющаяся не только инструментом навигации, но и прекрасным сувениром, представляющим наш уютный поволжский город. Именно с раскрытием карты у гостя открывается первое впечатление о городе: инфраструктуре, полезности, интересности и дружелюбной открытости.



У города появилась туристическая карта с подробной иллюстрированной прорисовкой архитектурных объектов, памятников и парков, с удобной навигацией и приятной цветовой гаммой.

Работа над картой заняла четыре месяца анализа, навигации и графической проработки. Каждый архитектурный объект в ней нарисован в изометрии и имеет точную детализацию (количество окон, этажей, форма крыши). Для этого, за неимением материалов, нередко приходилось залезать на крыши соседних зданий и различные возвышения, чтобы понять конструкцию крыши рабочего объекта.



Улицу за улицей, мы кропотливо заново открывали для себя город, изучая фото с дронов, парапланов, и спортивных самолетов. Очень выручил кропотливый труд Валерия Тимофеева, в котором наш друг открывает практически весь город с высоты птичьего полета.

Все здания и памятники по предварительным эскизам отрисовывались в изометрии с особым вниманием к деталям и согласно чётким направляющим. Командно порой мы принимали стратегические решения, например, повернуть памятник Чапаеву на 90°, так как чуть ли не самый знаковый монумент города вдруг оказался расположенным к нам задом спиной.





Это один из первых планов города Чебоксары. Тогда город Казанской губернии представлял небольшое поселение на краю берега Волги с деревянным кремлем, с двумя речками и тремя улицами. На плане стоит пиктограмма с указанием сторон света. Тут художник ошибся: согласно стрелки компаса, указывающей вверх на север, город значительно повернут вправо.
1798



На последующих планах, уже в 19 веке, Волга занимает свое место строго в северном направлении — прямо над городом.
1894



1926



Есть планы, которые сознательно сделали развернутыми для необходимого восприятия. Дело в том, что до 20 века, привычный вид на Чебоксары всегда открывался с Волги, основного российского торгового пути, по которому шли корабли с товарами. Стрелка компаса указывает нам, что карта развернута умышленно.
1773



И здесь тоже та же история: карта повернута специально для нужного визуального восприятия города — для следования по течению Волги, из Петербурга в Астрахань, и видимо далее, в страны Каспийского моря.
1829



Вот план Москвы картографа Янсона, для польско-шведского короля Сигизмунда III. Карта повернута, о чем гласит пиктограмма компаса (внизу), опять же для наилучшего ориентира со стороны пешего въезда в город.
1657



Тот же план Москвы, но уже для прибытия в Столицу по водному пути, поэтому развернут для нужного восприятия. Гравюра Маттеуса Мериана.
1638



Вернемся к нашим Чебоксарам. Для любого горожанина карта закреплена положением сторон света: Волга у нас всегда сверху, и для горожанина, для которого город воспринимается изнутри, так всегда удобнее, ведь мы видим Волгу из города. На скриншоте я выделил цветом самые исторически значимые места.



Горожанин видит город снаружи только летом, прибывая на отдыхе за Волгой, а для туриста вид снаружи является базовым, ведь он (в основном) попадает в город с реки, поэтому для более удобного восприятия мы взяли и развернули карту: и у нас сразу появились ворота речной гавани.





Плюс, основные архитектурные объекты старой части города построены так, что фасады их обращены к Волге, включая ансамбль Красной площади, театр и набережную.

Мама, опять же, встречает гостей, обращенная к Волге с распростертыми по-дружески объятиями.



Сегодня туристу не составит труда быстро сориентироваться на местности. В приложениях смартфонов карты улиц можно вращать в любые стороны, двигаясь в выбранном направлении, тем самым сверяя своё местоположение с нашей картой.





Ещё в допетровскую эпоху, планы городов рисовали уже с пониманием и применением изометрии. Назначение этих иллюстративных листов было в том, чтобы увидеть город вцелом какому-нибудь Королю, или очень состоятельному человеку. Это очень облегчало задачу ориентира на местности, как навигатор смартфона, но специально для этого, картограф выезжал на местность за месяц до презентации плана и рисовал, как угорелый, все дороги и здания на нём. Планы городов помогали также при ведении войн, когда нужно было быстро захватить стратегические объекты. Город на них показан будто бы с высоты птичьего полета.
Рим, 1570



Париж, 1615



Уже в 20 веке карты становятся проще и удобнее. На общий план при помощи фотоснимка, сделанного с самолета, так же в изометрии продолжают наносится здания. Это делается для узнаваемости, ведь здания служат так называемыми маркерными точками, тем визуальным ориентиром, узнаваемым на местности. Высшим пилотажем здесь выступает американский график Джорж Вашингтон Бейкон. Он закладывает стиль графики, разрабатывая карту Лондона, который до сих пор признается классическим. Бейкон выделяет контуром и цветом основные объекты и надписи, а все остальное уводит на второй план. Цвета при этом используются приглушённые и полупрозрачные. Выбранный шрифт — простой гротеск, прекрасно читающийся на белых полосках-дорогах. Главное здесь не цвет, а графика.
Лондон, 1908





В качестве референса (примера) нам также подсобила навигация Москвы (City ID, Лондон, 2014). Заметьте, что современные британцы здесь черпали вдохновение именно у Бейкона. Дизайнеры City ID делают цвет ещё более прозрачнее, а контуры архитектурных объектов наоборот ярче, усиливая тем самым визуальный контраст. Цветовая заливка к объектам здесь не применяется вовсе, достаточен цвет контура.

Так мы продолжаем исследовать грамотные решения, учёт которых помогает нам в разработке собственного стиля объектов, дорог, надписей и общей цветовой гаммы.



Дополнительно мы находим удачные решения визуального «входа». Этим композиционным приемом раньше пользовались для психологического расположения. Глядя на такую карту, хочется скорее оказаться внутри города.
Каменец-Подольский, 1691



А тут прямо вечеринка в Портленде. Корабли наперебой спешат причалить в порт. Их расположение задаёт траекторию направлений взгляда в центр карты. Хорошее решение. Заодно, обозначены «подъезды» города.
Портленд, 1876



Довольно долго мы подбирали шрифт для названий улиц. Минималистичный гротеск смотрелся слишком сухо и не увязывался с иллюстрированным стилем. Выручил опыт редизайна дорожных указателей в Америке. В гротеске Clearview есть некое изящество и в то же время простота, которая делает его легким для считывания даже на больших шоссейных скоростях. Кириллическим аналогом Клиавью, нами был подобран шрифт Официна Санс.



Далее, из положения о картографии и чертежной грамматики, мы узнаем, что в картах принято использовать несколько размеров шрифта, в зависимости от приоритета участков, или объектов. Перенимаем.





Наука картографии также подсказывает еще один полезный прием пользования картой — это разметка, позволяющая определять расстояния на плане при помощи линейки, или циркуля. До этого я полагал, что тонкая полосатая рамка, обрамляющая карту, носит исключительно декоративный характер.



Вот например, если двигаться в Центр от Залива, то расстояние от начала улицы Карла Маркса до Дома торговли — ровно километр. Замер сделан на Яндекс карте.



Сверяем расстояние по нашей карте: получаем точный результат боковой разметки. Каждый шаг на ней равен 100 м.



Для удобства мы добавили на карту разметку пешеходных переходов, а ярким желтым цветом выделили рекомендуемые туристические маршруты.



Не обошлись и без пасхалок: лебедей на Заливе расположили подобно уткам с герба города.



Мы специально разработали минималистичные пиктограммы условных обозначений ключевых мест на карте. Мы сами придумали пиктограмму «Смотровые площадки» наиболее красивых мест для памятных фото.



Для обложки карты мы нарисовали иллюстрацию вида на город с Волги с его основными достопримечательностями. Чапаев был выбран центральным элементом, представляющим город. Пришлось вынести монумент на передний план, а на втором плане представить зрителю сам город, просыпающийся в лучах восходящего солнца.



Эволюция обложки



Чапаев является не только героем, который родился в Чувашии. Памятник комдиву — это известный подарок Чебоксарам московской ВДНХ (бывшей ВСХВ). Василий Иванович встречает туристов, которые прибыли в город по железной дороге.



Распространением карты занимается Туристско-информационный центр города Чебоксары (ТИЦ). Полиграфический навигатор вы можете взять в аэропорту, на вокзалах и гостиницах города.

дизайнеры: Данил Шаликов, Алексей Киров, Антон Федосеев, Вадим Николаев, Евгений Сергеев, Ольга Мокеева, Андрей Новичков, Алексей Попов.

артдир: Данил Шаликов
стратег: Ольга Бусыгина
корректоры: Алексей Киров, Анастасия Попова
директор проекта: Оксана 100вба
Brandum, 2018



Хайрез карты здесь>
Tags: карта, чебдизайн, чебоксары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Северный

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Посёлок находится в левобережной части города Чебоксары и является самой отдаленной частью города в…

  • Ядрин (часть 2. архитектура.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Часть 1. История. Город Ядрин расположен на живописных берегах реки Суры, в окружении лесов и…

  • Ядрин (часть 1. история.)

    Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп Город на берегу реки Сура, граничит с горьковской областью, в 1 часе 30 минутах езды (80 км) от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment